«До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом». (Центральный тезис восточной философии воспитания ребенка)
2025-й год оказался богатым на события для отечественного авиапрома. Это начало сертификационных полетов полностью импортозамещенного регионального самолета SJ-100 с двигателями ПД-8 в Комсомольске-на-Амуре, это и подключение к программе летных испытаний МС-21 полностью отечественного борта иркутской сборки с пермскими моторами, это увеличение выпуска серийных Ил-76МД-90А в Ульяновске, это успехи наших авиационных двигателестроителей, агрегатчиков, прибористов. Для коллектива АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» все эти события имеют особенное значение и звучание, поскольку в каждом их этих проектов специалисты предприятия принимают самое непосредственное участие, тем более, что в этом году АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» отмечает 15-летие своего самостоятельного полета в воздушном океане под названием «отечественное авиастроение».
Валерий Владимирович Шадрин, генеральный директор АО «ОКБ «Аэрокосмические системы»
С чего же начался этот полет? В 2010-м году руководством Корпорации «Промтех» было принято стратегическое решение о консолидации всех активов предприятий Корпорации, отвечающих за разработку изделий авиационной техники, в единый «мозговой центр». Таким центром стало именно ОКБ «Аэрокосмические системы» в наукограде Дубна. Это решение позволило сконцентрировать инженерно-технические кадры, научно-технические заделы и лучшие организационные практики, имевшиеся в тот момент в распоряжении Корпорации, заблаговременно обеспечив тем самым готовность к событиям 2014 и 2022 годов, когда в режиме сверхнапряжения всем причастным довелось в жесточайше короткие сроки решать проблемы обеспечения технологической независимости и технологического суверенитета России, возникшие в результате политически спровоцированного санкционного давления и неприкрытого технологического шантажа со стороны коллективного Запада, выраженных в виде одностороннего отказа западных фирм от выполнения обязательств по действующим и скрупулезно оплачиваемым со стороны России контрактам на разработку перспективной гражданской авиационной техники.
Как видится по прошествии времени, главной заслугой коллектива и руководства ОКБ и Корпорации «Промтех» явилась правильная расстановка приоритетов «в игре со множеством неизвестных на длинной дистанции». К примеру, импортозамещением критических технологий, компонентов и материалов в Корпорации фактически занялись еще тогда, когда само слово «импортозамещение» не вошло в широкий лексикон и в редакционные глоссарии отраслевых и общенациональных СМИ. В частности, по такой опережающей модели были спроектированы и введены в строй производства компонентов и материалов для бортовых кабельных сетей и гидравлических систем. А наличие своих отечественных компонентов и базовых материалов – это залог успешной работы разработчиков систем и летательного аппарата в целом. Таким образом, в тесном тандеме инженеров ОКБ и корпоративных производственников закладывался фундамент или, выражаясь языком 2025 года – формировался плацдарм – для последующего развития успеха.
Что же было сделано за прошедшие 15 лет, и с каким багажом ОКБ «Аэрокосмические системы» подошло к этому рубежу?
Вот некоторые факты:
— Для самолетов МС-21 и SJ-100 – спроектирован целый ряд ключевых бортовых систем взамен импортно-санкционных (система электроснабжения с генераторами маршевых двигателей, система запуска и генерирования вспомогательной силовой установки, система первичного и вторичного распределения электроэнергии, аварийные электроприводные насосные станции гидравлической системы, система обжимных фитинговых соединений для гидравлических трубопроводов, светотехническое оборудование, пассажирские кресла, системы управления торможения колес, системы водоснабжения, привода створок и люков, противообледенительные системы, надувные аварийные эвакуационные трапы, туалеты, системы очистки лобового стекла кабины пилотов, – всего около двух десятков систем)
— Разработаны, испытаны и поставлены на производство системы запуска авиадвигателей и генерирования электроэнергии для вертолетов Ансат и Ка-226Т
— Разработан целый ряд систем для вертолета Ми-171А3 – вершины технологического развития семейства вертолетов Ми-8/Ми-17 – включая уникальную для России систему освещения аварийных выходов на борту вертолёта, работающую от автономного источника питания. Наличие такой системы является обязательным требованием для вертолетов, осуществляющих полеты над морем. Основное назначение системы – обеспечить подсветку ближайших к пассажирам аварийных выходов из кабины, включая ситуации с заполнением кабины дымом и/или водой, в т.ч. при опрокидывании или полном погружении при аварийном приводнении.
Также на случай аварийного приводнения для Ми-171А3 разработаны надувные баллонеты, обеспечивающие вертолету плавучесть для проведения эвакуации пассажиров.
— Разработана и серийно изготавливается электрожгутовая и трубопроводная обвязка практически всех современных авиационных двигателей в линейке продукции АО «ОДК»: «Климов» (Санкт-Петербург), «Кузнецов» (Самара), «Сатурн» (Рыбинск), УМПО (Уфа).
И за каждым изделием, за каждой системой или агрегатом – труд людей, буквально кожей ощущающих ответственность за результат, за недопустимость ошибки. Каждый понимает, что в полосе турбулентности, в которой находится современный мир, в эпоху слома старого миропорядка в технологическом смысле у России есть только два союзника: конструктора и производственники. Тыл, решая даже сугубо гражданские задачи, должен быть адекватен стратегическим целям, которые ставит страна – также адекватен, как воюющий фронт. В этом залог единства, залог нашей общей победы.
Важно отметить, что перечисленные проекты уже находятся в стадии зрелости: какие-то уже получили серийный статус (и это тоже «Серия заработала!»), по каким-то завершаются сертификационные испытания – и они также в ближайшее время уйдут в серию.
Но ОКБ не имеет права «почивать на лаврах», обеспечивая только конструкторское сопровождение серийных изделий. Поэтому параллельно основному портфелю заказов постоянно и системно ведется работа по проведению НИОКР в смежных областях: морская техника, нефтегазодобыча, криогенная техника, беспилотные авиационные системы, железнодорожная техника (включая решения для высокоскоростных магистралей — ВСМ) и др.
Безусловно, ведутся работы и в рамках основного профиля, в частности по созданию перспективных авиационных бортовых систем электроснабжения повышенного напряжения 540 Вольт. Усилиями специалистов ОКБ «Аэрокосмические системы», представляющих Российскую Федерацию в Техническом комитете ТК 20 Международной организации по стандартизации (ИСО/ISO) «Aircraft and Space Vehicles» («Авиационная техника и космические аппараты»), применение повышенного напряжения в бортовых электросистемах самолетов в настоящее время легализуется путем актуализации международного стандарта ISO 1540 «Aerospace — Characteristics ofaircraft electricalsystems», утверждение и введение в действие которого запланировано в 2026 году.
Основной смысл повышения напряжения в бортсети самолета – как и всего, что делают авиационные инженеры – в снижении удельного веса авиационных электрических агрегатов. Не вдаваясь в технические подробности, можно говорить, что вес сопоставимой по мощности и функционалу бортовой системы электрооборудования (система электроснабжения и основные потребители электроэнергии) при повышенном до 540 Вольт напряжении будет снижен в разы по сравнению с серийными современными системами. Достижение подобного технического преимущества открывает двери для систем повышенного напряжения к применению их в составе бортового оборудования перспективных самолетов и вертолетов, в частности – в новом гражданском сверхзвуковом самолете и перспективном отечественном широкофюзеляжнике с двигателями ПД-35.
Подытоживая вышесказанное, важно помнить, что за каждым небольшим тактическим успехом, за каждым крупным технологическим достижением, за каждой рекордной цифрой стоит конкретный коллектив единомышленников. А за каждым коллективом стоят конкретные люди. Так вот хочется пожелать и коллективу ОКБ, и людям, его составляющим, сохранять и культивировать и впредь ту же сплоченность, спаянность, слаженность, которые вкупе с профессионализмом, целеустремленностью и — по-хорошему — упёртостью позволяют на регулярной основе решать задачи, которые всем остальным кажутся нерешаемыми.
За годы напряженного труда в тесной связке со всеми головными авиационными фирмами страны в ОКБ «Аэрокосмические системы» сформировалась своя, уникальная школа проектирования авиационного бортового оборудования, сложилась внутренняя культура, обеспечивающая комплексное выполнение задач, которые решаются в нашей стране или в мире впервые – а таких задач, за которые в силу их сложности до нас никто не хотел браться, в портфеле заказов предприятия абсолютное большинство! Это, безусловно, предъявляет повышенные требования к уровню профессионализма отдельных специалистов и тематических подразделений в целом. Сплав профессионализма, правильной гражданской позиции и личной мотивированности сотрудников позволяет с уверенностью браться за всё новое, вторгаться в область неизведанного, настойчиво искать оптимальные технические решения и в итоге добиваться требуемого результата.
Наши заказчики, прославленные отечественные авиационные КБ, видят и ценят это, поскольку в условиях технологической и внешнеполитической турбулентности для выполнения государственного заказа зачастую единственной надежной гарантией являются крепкие, сложившиеся, проверенные в работе кооперационные связи, которые нарабатываются годами и десятилетиями.
С Днем Рождения, ОКБ!
Источник: https://anav.ru/news/tpost/na9hodgzg1-okb-aerokosmicheskie-sistemi-15-let-pole