ОКБ «Аэрокосмические системы»: 15 лет – полет нормальный!

«До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом». (Центральный тезис восточной философии воспитания ребенка)

2025-й год оказался богатым на события для отечественного авиапрома. Это начало сертификационных полетов полностью импортозамещенного регионального самолета SJ-100 с двигателями ПД-8 в Комсомольске-на-Амуре, это и подключение к программе летных испытаний МС-21 полностью отечественного борта иркутской сборки с пермскими моторами, это увеличение выпуска серийных Ил-76МД-90А в Ульяновске, это успехи наших авиационных двигателестроителей, агрегатчиков, прибористов. Для коллектива АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» все эти события имеют особенное значение и звучание, поскольку в каждом их этих проектов специалисты предприятия принимают самое непосредственное участие, тем более, что в этом году АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» отмечает 15-летие своего самостоятельного полета в воздушном океане под названием «отечественное авиастроение».


Валерий Владимирович Шадрин, генеральный директор АО «ОКБ «Аэрокосмические системы»

С чего же начался этот полет? В 2010-м году руководством Корпорации «Промтех» было принято стратегическое решение о консолидации всех активов предприятий Корпорации, отвечающих за разработку изделий авиационной техники, в единый «мозговой центр». Таким центром стало именно ОКБ «Аэрокосмические системы» в наукограде Дубна. Это решение позволило сконцентрировать инженерно-технические кадры, научно-технические заделы и лучшие организационные практики, имевшиеся в тот момент в распоряжении Корпорации, заблаговременно обеспечив тем самым готовность к событиям 2014 и 2022 годов, когда в режиме сверхнапряжения всем причастным довелось в жесточайше короткие сроки решать проблемы обеспечения технологической независимости и технологического суверенитета России, возникшие в результате политически спровоцированного санкционного давления и неприкрытого технологического шантажа со стороны коллективного Запада, выраженных в виде одностороннего отказа западных фирм от выполнения обязательств по действующим и скрупулезно оплачиваемым со стороны России контрактам на разработку перспективной гражданской авиационной техники.

Как видится по прошествии времени, главной заслугой коллектива и руководства ОКБ и Корпорации «Промтех» явилась правильная расстановка приоритетов «в игре со множеством неизвестных на длинной дистанции». К примеру, импортозамещением критических технологий, компонентов и материалов в Корпорации фактически занялись еще тогда, когда само слово «импортозамещение» не вошло в широкий лексикон и в редакционные глоссарии отраслевых и общенациональных СМИ. В частности, по такой опережающей модели были спроектированы и введены в строй производства компонентов и материалов для бортовых кабельных сетей и гидравлических систем. А наличие своих отечественных компонентов и базовых материалов – это залог успешной работы разработчиков систем и летательного аппарата в целом. Таким образом, в тесном тандеме инженеров ОКБ и корпоративных производственников закладывался фундамент или, выражаясь языком 2025 года – формировался плацдарм – для последующего развития успеха.

Что же было сделано за прошедшие 15 лет, и с каким багажом ОКБ «Аэрокосмические системы» подошло к этому рубежу?

Вот некоторые факты:

— Для самолетов МС-21 и SJ-100 – спроектирован целый ряд ключевых бортовых систем взамен импортно-санкционных (система электроснабжения с генераторами маршевых двигателей, система запуска и генерирования вспомогательной силовой установки, система первичного и вторичного распределения электроэнергии, аварийные электроприводные насосные станции гидравлической системы, система обжимных фитинговых соединений для гидравлических трубопроводов, светотехническое оборудование, пассажирские кресла, системы управления торможения колес, системы водоснабжения, привода створок и люков, противообледенительные системы, надувные аварийные эвакуационные трапы, туалеты, системы очистки лобового стекла кабины пилотов, – всего около двух десятков систем)

— Разработаны, испытаны и поставлены на производство системы запуска авиадвигателей и генерирования электроэнергии для вертолетов Ансат и Ка-226Т

— Разработан целый ряд систем для вертолета Ми-171А3 – вершины технологического развития семейства вертолетов Ми-8/Ми-17 – включая уникальную для России систему освещения аварийных выходов на борту вертолёта, работающую от автономного источника питания. Наличие такой системы является обязательным требованием для вертолетов, осуществляющих полеты над морем. Основное назначение системы – обеспечить подсветку ближайших к пассажирам аварийных выходов из кабины, включая ситуации с заполнением кабины дымом и/или водой, в т.ч. при опрокидывании или полном погружении при аварийном приводнении.

Также на случай аварийного приводнения для Ми-171А3 разработаны надувные баллонеты, обеспечивающие вертолету плавучесть для проведения эвакуации пассажиров.

— Разработана и серийно изготавливается электрожгутовая и трубопроводная обвязка практически всех современных авиационных двигателей в линейке продукции АО «ОДК»: «Климов» (Санкт-Петербург), «Кузнецов» (Самара), «Сатурн» (Рыбинск), УМПО (Уфа).

И за каждым изделием, за каждой системой или агрегатом – труд людей, буквально кожей ощущающих ответственность за результат, за недопустимость ошибки. Каждый понимает, что в полосе турбулентности, в которой находится современный мир, в эпоху слома старого миропорядка в технологическом смысле у России есть только два союзника: конструктора и производственники. Тыл, решая даже сугубо гражданские задачи, должен быть адекватен стратегическим целям, которые ставит страна – также адекватен, как воюющий фронт. В этом залог единства, залог нашей общей победы.

Важно отметить, что перечисленные проекты уже находятся в стадии зрелости: какие-то уже получили серийный статус (и это тоже «Серия заработала!»), по каким-то завершаются сертификационные испытания – и они также в ближайшее время уйдут в серию.

Но ОКБ не имеет права «почивать на лаврах», обеспечивая только конструкторское сопровождение серийных изделий. Поэтому параллельно основному портфелю заказов постоянно и системно ведется работа по проведению НИОКР в смежных областях: морская техника, нефтегазодобыча, криогенная техника, беспилотные авиационные системы, железнодорожная техника (включая решения для высокоскоростных магистралей — ВСМ) и др.

Безусловно, ведутся работы и в рамках основного профиля, в частности по созданию перспективных авиационных бортовых систем электроснабжения повышенного напряжения 540 Вольт. Усилиями специалистов ОКБ «Аэрокосмические системы», представляющих Российскую Федерацию в Техническом комитете ТК 20 Международной организации по стандартизации (ИСО/ISO) «Aircraft and Space Vehicles» («Авиационная техника и космические аппараты»), применение повышенного напряжения в бортовых электросистемах самолетов в настоящее время легализуется путем актуализации международного стандарта ISO 1540 «Aerospace — Characteristics ofaircraft electricalsystems», утверждение и введение в действие которого запланировано в 2026 году.

Основной смысл повышения напряжения в бортсети самолета – как и всего, что делают авиационные инженеры – в снижении удельного веса авиационных электрических агрегатов. Не вдаваясь в технические подробности, можно говорить, что вес сопоставимой по мощности и функционалу бортовой системы электрооборудования (система электроснабжения и основные потребители электроэнергии) при повышенном до 540 Вольт напряжении будет снижен в разы по сравнению с серийными современными системами. Достижение подобного технического преимущества открывает двери для систем повышенного напряжения к применению их в составе бортового оборудования перспективных самолетов и вертолетов, в частности – в новом гражданском сверхзвуковом самолете и перспективном отечественном широкофюзеляжнике с двигателями ПД-35.

Подытоживая вышесказанное, важно помнить, что за каждым небольшим тактическим успехом, за каждым крупным технологическим достижением, за каждой рекордной цифрой стоит конкретный коллектив единомышленников. А за каждым коллективом стоят конкретные люди. Так вот хочется пожелать и коллективу ОКБ, и людям, его составляющим, сохранять и культивировать и впредь ту же сплоченность, спаянность, слаженность, которые вкупе с профессионализмом, целеустремленностью и — по-хорошему — упёртостью позволяют на регулярной основе решать задачи, которые всем остальным кажутся нерешаемыми.

За годы напряженного труда в тесной связке со всеми головными авиационными фирмами страны в ОКБ «Аэрокосмические системы» сформировалась своя, уникальная школа проектирования авиационного бортового оборудования, сложилась внутренняя культура, обеспечивающая комплексное выполнение задач, которые решаются в нашей стране или в мире впервые – а таких задач, за которые в силу их сложности до нас никто не хотел браться, в портфеле заказов предприятия абсолютное большинство! Это, безусловно, предъявляет повышенные требования к уровню профессионализма отдельных специалистов и тематических подразделений в целом. Сплав профессионализма, правильной гражданской позиции и личной мотивированности сотрудников позволяет с уверенностью браться за всё новое, вторгаться в область неизведанного, настойчиво искать оптимальные технические решения и в итоге добиваться требуемого результата.

Наши заказчики, прославленные отечественные авиационные КБ, видят и ценят это, поскольку в условиях технологической и внешнеполитической турбулентности для выполнения государственного заказа зачастую единственной надежной гарантией являются крепкие, сложившиеся, проверенные в работе кооперационные связи, которые нарабатываются годами и десятилетиями.

С Днем Рождения, ОКБ!

Источник: https://anav.ru/news/tpost/na9hodgzg1-okb-aerokosmicheskie-sistemi-15-let-pole

РОССИЙСКИЙ ВКЛАД В МЕЖДУНАРОДНУЮ СТАНДАРТИЗАЦИЮ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРТ ВОЗГЛАВИЛ СПЕЦИАЛЬНУЮ РАБОЧУЮ ГРУППУ ИСО

В рамках Международной организации по стандартизации (International Standard Organization, ISO/ИСО) в техническом подкомитете ПК1 «Требования к электрическим системам в аэрокосмической отрасли» (SC1 “Aerospace electrical requirements”) технического комитета TК20 «Самолеты и космические аппараты» (TC20 “Aircraft and space vehicles”) сформирована и приступила к работе специальная рабочая группа АhG1.

Совместным решением в результате голосования членов подкомитета по кандидатуре, представленной российской стороной, данную группу возглавил Дмитрий Шевелев, генеральный конструктор АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) и председатель подкомитета ПК20 «Электротехническое и светотехническое оборудование»» и подкомитета ПК4 «Системы гидравлические и пневматические» в российском техническом комитете Росстандарта ТК323 «Авиационная техника».

Задачами группы АhG1 является исследование потребностей в стандартах в области электрооборудования полностью электрических и гибридных транспортных средств, а также подготовка рекомендаций TК20/ПК1 в части приоритетов разработки стандартов и распределения работ в рамках постояннодействующих рабочих групп, создания новых и совместных рабочих групп и планируемой координации между ТК20/ПК1 и соответствующими техническими комитетами и подкомитетами ИСО/МЭК, а также другими организациями по стандартизации.

В мае 2025 года состоялось первое заседание группы в формате видеоконференцсвязи, а в июне в городе Сиань (КНР) состоится очередное очное заседание группы.
«Это один из механизмов продвижения интересов Российской Федерации на международной арене. Деятельность в рамках технических комитетов ИСО позволяет получить синергический эффект при разработке инновационной продукции от взаимосвязанного комплекса работ по национальной и международной стандартизации», — отметил генеральный конструктор ОКБ «Аэрокосмические системы» Дмитрий Шевелев.
________________
Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации на базе Координационного комитета стандартов Организации объединённых наций (United Nations Standards Coordinating Committee, UNSCC). СССР являлся одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Российская Федерация стала членом ИСО как правопреемник СССР.

Российский опыт в разработке авиационных комплектующих — в фокусе международной стандартизации

МОСКВА — ЖЕНЕВА, 22 апреля 2025 г. – Международной организацией по стандартизации (ИСО) опубликована новая редакция международного стандарта ИСО 2964 «Авиационная и космическая техника. Наружные диаметры и толщины трубопроводов», разработанного российскими экспертами.

Необходимость разработки новой редакции стандарта обусловлена тем, что российские авиационные инженеры при разработке гидравлических и пневматических систем самолётов, вертолётов и авиационных двигателей традиционно используют расширенную по сравнению с международным стандартом номенклатуру труб. По итогам проведённого анализа применимости труб в отечественной авиационной технике типоразмерный ряд был расширен в части их диаметров и толщин. Таким образом, новая редакция стандарта обеспечивает защиту интересов отечественных авиастроителей в вопросах сертификации вновь разрабатываемой авиационной техники.

Пересмотр стандарта осуществлён в рамках деятельности международного подкомитета ПК 10 ИСО/ТК 20 «Гидравлические системы и их компоненты для авиационной и космической техники» рабочей группой под руководством генерального конструктора АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» Дмитрия Шевелева. Принятие стандарта было поддержано экспертами целого ряда государств что свидетельствует о высоком доверии международного экспертного сообщества к отечественным инженерным разработкам.

«Мы уделяем большое внимание работе на международных площадках, таких, как ИСО. Это один из механизмов продвижения интересов Российской Федерации на международной арене. Деятельность в рамках технических комитетов ИСО позволяет получить синергетический эффект при разработке инновационной продукции от взаимосвязанного комплекса работ по национальной и международной стандартизации»,отметил Дмитрий Шевелев.

«Утверждение и пересмотр международных стандартов на основе российских разработок — это не только признание научно-технического потенциала страны, но и важный шаг к укреплению глобальной конкурентоспособности, формированию единых правил и продвижению отечественных решений на мировом рынке. В условиях стремительно развивающихся технологий наличие таких стандартов становится стратегическим преимуществом, формирующим доверие к российским разработкам и усиливающим их вклад в глобальную устойчивость и инновационное развитие», подчеркнул руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

Отметим, что с 2021 года международными организациями по стандартизации принято уже 22 стандарта, разработанных по инициативе Российской Федерации, при этом 12 из них относятся к космической и авиационной технике, системам и комплектующим.

Источник: Росстандарт

Superjet-100 с отечественными двигателями ПД-8 совершил первый полет

Одним из важнейших мартовских событий в российском авиастроении стал полет опытного образца самолета SJ-100 с отечественными двигателями ПД-8. Летные испытания прошли в Комсомольске-на-Амуре. После приземления командир экипажа сообщил, что полетное задание выполнено в полном объеме.

Отечественный двигатель ПД-8 является одним из ключевых элементов программы импортозамещения в SJ-100. Во главе с «ОДК-Сатурн» (входит в ГК «Ростех») в работе над ним принимает участие сразу несколько предприятий Корпорации «ПРОМТЕХ».

«ОКБ «Аэрокосмические системы» и завод «ПРОМТЕХ-Дубна» выполнили разработку, изготовление и монтаж электрожгутовой и трубопроводной обвязки для обеспечения надежной связи между агрегатами двигателя ПД-8 и самолетными системами. Еще одной комплексной задачей, выполненной специалистами ОКБ, стала разработка и изготовление одной из испытательных установок для ПД-8.

Силами «Дубненского завода коммутационной техники» была выполнена разработка и производство специализированных изделий, а также серийных соединителей СНЦ144 и СНЦ147. А «Казанский завод синтетического каучука» обеспечил изготовление огнестойких резинотехнических изделий (РТИ), защищающих двигатель от высоких температур и механических нагрузок.

Получение сертификата на ПД-8 запланировано на осень.

ОКБ «Аэрокосмические системы» — трижды дипломант конкурса «Авиастроитель года»

24 октября в Москве состоялась торжественная церемония награждения лауреатов и дипломантов ежегодного конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2023 года. С приветствием к участникам обратился председатель Организационного комитета премии, член Общественной Палаты РФ, президент «Союза авиапроизводителей России», академик РАН Борис Алешин

В этом году авторские коллективы «ОКБ Аэрокосмические системы» стали одними из лучших сразу в трех номинациях.

Разработка системы электроснабжения среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 удостоена награды в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)».

В номинации «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» авторский коллектив «ОКБ «Аэрокосмические системы» был удостоен почетного звания дипломанта за организацию работ по стандартизации гидравлических систем авиационной техники и активную деятельность в профильном техническом комитете Международной организации по стандартизации (ИСО). Награды в этой номинации лауреатам и дипломантам вручал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

Одной из лучших в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства» была признана работа ОКБ по «освоению полного цикла разработки и серийного изготовления сертифицированных резиновых уплотнений для самолетов RRJ 95 NEW и самолетов типа МС-21»

Всего на конкурс были представлены 120 работ от предприятий отрасли. Победители конкурса определены Организационным комитетом по результатам голосования 104 членов Экспертного совета конкурса, в состав которого входят специалисты, представляющие предприятия и организации отрасли, федеральные органы исполнительной власти и общественные организации.

Напомним, что конкурс «Авиастроитель года» проводится с 2011 года в целях развития системы общественного стимулирования коллективов организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

ОКБ «Аэрокосмические системы» открыло в университете «Дубна» базовую кафедру и современную лабораторию

2 октября состоялось торжественное открытие базовой кафедры «ОКБ «Аэрокосмические системы» и лаборатории интеллектуальных систем управления в государственном университете «Дубна». Это событие стало результатом многолетнего и плодотворного сотрудничества предприятия и университета.

Площадкой для целевой подготовки молодых специалистов в интересах ОКБ стала кафедра «Системного анализа и управления» — самая большая кафедра ВУЗа, которая входит в Институт системного анализа и управления. А новая современная Лаборатория интеллектуальных систем управления уже в ближайшее время станет местом притяжения для студентов инженерно-технических специальностей. Именно здесь будут проходить семинары, спецкурсы по промышленной автоматизации, применению искусственного интеллекта в инженерии, интеллектуальному управлению цифровым производством. Ребята смогут пользоваться лабораторией для реализации своих инженерных и IT-проектов при поддержке специалистов «ОКБ «Аэрокосмические системы».

Научный руководитель Института системного анализа и управления, заведующая кафедрой «Системного анализа и управления» Евгения Наумовна Черемисина отметила: «Системный подход в обучении студентов обеспечивает их креативность, умение проектировать и создавать сложные инженерные системы на основе современных ИТ-решений. Новый статус кафедры системного анализа и управления как базовой кафедры нашего очень значимого и важного партнера «ОКБ «Аэрокосмические системы» и открытие специализированной лаборатории базовой кафедры несомненно является очень важным заделом для нового витка нашего плодотворного сотрудничества в области целевой подготовки кадров».

За 14 лет предприятие наладило эффективную профориентационную работу со студентами вуза. Ежегодно более 100 студентов проходят практику и стажировку в ОКБ, и каждый второй остаётся работать. Каждый шестой сотрудник компании – это выпускник университета.

В настоящее время более 35 студентов обучаются в университете «Дубна» по целевому направлению в интересах «ОКБ «Аэрокосмические системы». Ведущие специалисты предприятия преподают в университете и делятся своими знаниями. А многие студенты пишут дипломные работы под их наставничеством.

С Днём Авиастроителя

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем Авиастроителя!

Авиастроение – это не просто отрасль, это гордость нашей страны, символ технологического прогресса и инновационного потенциала. Ваш труд, который требует высокой квалификации, творческого подхода и безграничной преданности делу, вносит неоценимый вклад в развитие отечественной экономики и укрепление нашей обороноспособности и технологического суверенитета.

Сегодня мы отмечаем достижения всех тех, кто причастен к созданию современной российской авиационной техники и обеспечению надежности воздушного транспорта. Благодаря вашему упорству и мастерству наши самолеты и вертолеты уверенно покоряют небо, а российская авиация занимает достойное место на мировой арене.

В этот день также важно подчеркнуть ваше влияние на молодое поколение. Достижения в авиастроении страны служат источником вдохновения для молодежи, привлекая её в отрасль и побуждая молодых специалистов к новым успехам и дальнейшему развитию.

Благодарю вас за самоотдачу, неустанный труд и преданность делу. Желаю вам крепкого здоровья, вдохновения и новых профессиональных достижений! Пусть ваша работа приносит удовольствие и радость, а каждый новый проект становится шагом к новым вершинам!

С праздником вас, дорогие авиастроители!

Министр промышленности и торговли Российской Федерации А.А. Алиханов

Источник: Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Новые разработки Корпорации «ПРОМТЕХ» представлены на «МВМС-2023»

С 21 по 25 июня в Санкт-Петербурге проходит Международный военно-морской салон. В рамках «МВМС-2023» организована масштабная экспозиция, посвященная новым достижениям и передовым технологиям в кораблестроении и судостроении, в корабельных энергетических установках и инфраструктуре обеспечения. В числе экспонатов выставки — разработки предприятий Корпорации «ПРОМТЕХ».

На стенде Корпорации представлены образцы оборудования, спроектированного и изготовленного по заказу предприятий судостроительной отрасли. Гостям «МВМС-23» представлен макет нового функционального решения для блочно-модульного кораблестроения.

В числе перспективных разработок Корпорация экспонирует технологическое решение, ускоряющее работы по монтажу трубопроводных систем. Разработанные специалистами «ПРОМТЕХ» обжимные фитинги для трубопроводов обеспечивают легкий и быстрый монтаж трубопроводных систем, а также исключают огневые работы на заказе.

Организатором «МВМС-2023» выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В мероприятии принимают участие более 250 ведущих российских и иностранных предприятий.

Разработки Корпорации «ПРОМТЕХ» представлены на международной выставке вертолетной индустрии

Корпорация «ПРОМТЕХ» знакомит с новыми разработками и технологическими решениями создателей и эксплуатантов вертолётной техники на 15-й Международной выставке HeliRussia-2023, которая проходит в Москве с 18 по 20 мая. Это единственная в России выставка, где в наиболее полном объеме можно увидеть достижения в области вертолётной индустрии.

В рамках открытия выставки головное предприятие Корпорации «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» анонсировало старт опытно-конструкторской работы по разработке, изготовлению, проведению испытаний и постановке на производство кресел для вертолетов нормальной (НЛГ 27) и транспортной (НЛГ 29) категорий. Специалисты ОКБ планируют разработку кресел пилотов и кресел пассажирских. Оба типа кресел будут оснащены энергопоглощающими устройствами для обеспечения безопасности в условиях аварийной посадки.

Кроме этого, гостям выставки представлены гибкие тяги системы управления (ГТСУ), предназначенные для передачи управляющего воздействия от летчика к исполнительным механизмам.

Совместно с «ОКБ «Аэрокосмические системы» на выставке HeliRussia-2023 «Казанский завод синтетического каучука» («КЗСК») экспонирует линейку резиновых уплотнителей, в том числе огнестойких, выдерживающих открытое пламя 1100 °С в условиях повышенной вибрации и перепадов давления.

Еще одной новинкой от «КЗСК» стали сверхпрочные тканеплёночные материалы, использующиеся при изготовлении спасательных трапов, баллонет и различного спасательного оборудования, которые отвечают требованиям мировых стандартов и превосходят по характеристикам зарубежные аналоги.

ОКБ «Аэрокосмические системы» объявило результаты студенческого инженерного конкурса AeroSpace PRO 2023

18 апреля состоялось награждение победителей и участников первого инженерного студенческого конкурса AeroSpace PRO.

Жюри, в составе ведущих инженеров предприятий Корпорации «ПРОМТЕХ», подвело итоги конкурсного марафона, участниками которого стали 145 студентов из 17 ведущих российских ВУЗов.

По результатам двух месяцев интенсивной работы над инженерными проектами победителем и обладателем денежного приза 150 000 рублей стала команда студентов 4 курса МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая лучше всех справилась с задачей «Разработка модуля расчета прочности поперечных сечений авиационных конструкций» и продемонстрировала полное и качественное решение.

Второе место и приз 100 000 рублей жюри присудило еще одной команде МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая показала отличный результат в рамках задания «Разработка манипулятора для рисования логотипа по заданной траектории маркером».

Третье место и 50 000 рублей выиграла команда Московского авиационного института. Ребята показали высокую степень проработки кейса «Разработка малогабаритного пылевлагозащищенного драйвера питания со стабилизацией тока».

Жюри отдельно отметило работу ученика 10 класса Бауманской инженерной школы № 1580. Школьник наравне со студентами решал сложное задание и справился как с проектной, так и с производственной частью задачи.

Высокие оценки экспертов, фирменные подарки и дипломы так же получили команды Государственного университета «Дубна», Ивановского государственного энергетического университета, Ярославского государственного технического университета и Сколковского института науки и техники.  А особо отличившихся студентов пригласили на прохождение оплачиваемой стажировки.

Поздравляем победителей, призеров и участников с окончанием конкурса и желаем всем достижения больших высот в инженерном деле!