Генеральный конструктор АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» Дмитрий Валерьевич ШЕВЕЛЕВ в интервью на Международном промышленном форуме «Инженеры будущего-2023» рассказал об основных тенденциях развития отечественного инжиниринга.
— Что пригодится инженерам будущего из ранее созданного задела?
— В первую очередь наша собственная отечественная мощная инженерная школа. Она абсолютно уникальна. Она впитала самые лучшие мировые практики на всех этапах развития инжиниринга. Кроме того, наша мощная, подчеркиваю, отечественная система стандартизации. С уверенностью могу заявить, что она лучшая в мире, мы в этом опережаем и западных коллег, и восточных.
— Где найти резервы для того, чтобы сделать следующий революционный шаг, приближающий нас к инженерам будущего?
— Во-первых, резервы надо искать в себе – без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Процитирую широко известный тезис, озвученный вождем мирового пролетариата: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Это основа основ, это самый главный наш резерв. Это люди, их профессиональный уровень, качество их подготовки. Без собственного личного вклада каждого на своем месте дальнейший прогресс невозможен.
Во-вторых, если говорить на уровне предприятия, то это, конечно, командообразование. Без сильной команды внутри каждого конструкторского бюро, каждого завода, на уровне фундаментальной науки и на уровне НИИ движение вперед невозможно. Кроме того, очень важна межотраслевая синергия. Когда постоянно варишься в своем «бульоне», в своей отрасли, кажется, что знаешь все правильные пути и правильные решения. Но если посмотреть шире, обратить внимание на соседей, вдруг оказывается, что специалисты отрасли, на которую бы ты никогда не подумал, которая отстоит достаточно далеко – они эту же самую задачу уже давно решили лучше. И вот эти эффективные и лучшие практики можно смело заимствовать – естественно, с некоей конверсией к требованиям своего направления.
— А как вы думаете, какие проблемы придется преодолевать в процессе качественного перехода от старой школы к новой?
— Проблем много. Прежде всего кадровый разрыв. Когда я был молодым специалистом, начинал свою инженерную карьеру, было много людей, у которых я мог учиться: старожилы, ветераны труда, старшие коллеги. Сегодня мы испытываем последствия не только демографической ямы девяностых, но и идеологически-смысловой, когда в инжиниринг шло очень мало людей. Сегодня эти люди занимают руководящие посты, становятся ведущими специалистами в своих направлениях. Им труднее передавать свои знания, свой опыт. Если раньше я учился у десяти, двадцати, ста человек, то у сегодняшних руководителей – и у меня в том числе — задача, наоборот, одному научить гораздо большее число.
— А что необходимо сделать сегодня и в ближайшей перспективе для раскрытия потенциала отечественной инженерной школы?
— Думаю, нужно преодолеть в себе западопоклонничество и не уйти в другую крайность – китаепоклонничество. У нас свой особенный путь, все необходимые компетенции, ресурсы, качественное образование, промышленность и так далее, поэтому мы можем развиваться самостоятельно. Это основное. Другой важный момент – я очень хочу, чтобы те молодые инженеры, которые сегодня входят в силу, набираются опыта, имеют право слова каждый на своем предприятии, заняли в дальнейшем руководящие должности. Потому что мы все знаем о проблеме так называемых эффективных менеджеров, которые зачастую ничего не знают об отраслях и предприятиях, которыми рулят, и решают сиюминутные тактические задачи без понимания стратегии развития. Точнее эта стратегия у них есть, но она составлялась не специалистами – и зачастую к таким стратегиям есть вопросы. Самое главное, чтобы профессионалы росли не только как профессионалы, но и административно, и в итоге определяли стратегию развития отрасли и страны в целом.
— Существует прогноз, согласно которому в недалеком будущем инжиниринг станет более философским и более элитарным видом деятельности по сравнению с сегодняшним днем. Каково ваше отношение к такому прогнозу?
— Я с ним согласен. Первое – инжиниринг станет более философским. Сегодня активно развиваются автоматизированные средства проектирования, автоматизированное оборудование, станки с ЧПУ, появляются элементы искусственного интеллекта. В последующем искусственный интеллект станет полноценным, и многие рутинные операции и процессы не будут требовать участия человека. Некоторые профессии уже подвергаются риску исчезновения, потому что их заменяют искусственный интеллект, роботы, автоматизация. В этом смысле инженеров будет с каждой новой итерацией требоваться все меньше. Но ответственности на них будет возлагаться больше, и требования к ним будут ужесточаться. В этом смысле инженеры должны становиться философами. Это не отменяет наличия инженерной подготовки и соответствующего профессионального опыта. Но станет больше этических вопросов. Когда сокращается время с разработки продукта до постановки его на производство, многое зависит от того, кто и как формирует задачу, что в итоге должно получиться, насколько правильно задача сформирована и насколько ответственно человек подошел к вопросу постановки задачи. Второе – элитарность. Я уже сказал, что инженеров будет требоваться меньше – в относительном смысле, потому что население планеты растет, восемь миллиардов перешагнули и у нас еще все впереди. Но в процентном отношении инженеров на душу населения будет становиться меньше. Элитарность профессии еще больше ужесточит требования к этим людям, хотя их уровень заработной платы и достаток будут расти. Так что я абсолютно согласен с прогнозом.